Опасные грузы – это вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определённых факторов могут в процессе транспортирования, при производстве погрузо-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов транспорта, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей природной среде.
Для транспортировки опасных грузов может быть использован водный, железнодорожный, автодорожный и воздушным транспортом транспорт. В зависимости от вида транспорта существуют правила перевозки опасных грузов (ДОПОГ, МПОГ, ВПОГ), которые обязательны к применению, как на международном уровне, так и в национальных пределах.
Перевозчикам, прежде чем приступить к транспортировке опасных веществ, необходимо изучить правила их перевозки, погрузо-разгрузочных работ и хранения.
Например, при транспортировке опасных грузов морским транспортом подготовка берегового персонала проводится в соответствии с положениями главы 1.3. «Подготовка персонала» МК МПОГ (поправки 38-16), подлежащими обязательному исполнению в соответствии с решением 84-й сессии Комитета безопасности на море ИМО, состоявшейся в мае 2008 года. Российская Федерация выполняет требования МК МПОГ в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 02.11.1979 года № 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.»
Необходимость и обязательность обучения предписана в пункте 1.3.1.1 МК МПОГ (поправки 38-16) и там же сказано, что компетентный орган (а для РФ, согласно параграфу 7.9 МК МПОГ, компетентным органом является Департамент государственной политики в области речного и морского транспорта Минтранса РФ) может проводить аудит организаций, осуществляющих морскую перевозку опасных грузов, с тем, чтобы удостовериться в эффективности имеющейся системы подготовки персонала, соразмерно его роли и ответственности в цепи транспортирования.
Также, Постановление правительства РФ от 06.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» предписывает наличие у лицензиата обученных обращению с опасными грузами лиц (пп 4д, 5д, 7а).
Обязательную подготовку, касающуюся опасных грузов, до того, как приступить к исполнению своих обязанностей должен пройти береговой персонал, который:
- классифицирует опасные грузы и устанавливает транспортное наименование опасных грузов;
- упаковывает опасные грузы в грузовые единицы;
- маркирует, этикетирует опасные грузы или наносит знаки-табло опасности;
- загружает/разгружает грузовые транспортные единицы;
- подготавливает транспортные документы на опасные грузы;
- предъявляет и принимает опасные грузы к перевозке;
- обрабатывает опасные грузы в процессе транспортировки;
- подготавливает план погрузки опасных грузов и грузовой план;
- грузит опасные грузы на судно и выгружает их с судна;
- перевозит опасные грузы в процессе транспортировки;
- приводит в исполнение, освидетельствует или контролирует соответствие с применимыми нормами и правилами.
Обучение должно периодически дополняться курсами повышения квалификации с тем, чтобы учесть изменения, наступившие в законодательстве и на практике. Ввиду того, что редакция МК МПОГ обновляется каждые ДВА ГОДА, переобучение берегового персонала должно осуществляться не чаще чем один раз в два года, но не реже чем один раз в три года.
Максимальный срок действия удостоверения о повышении квалификации в сфере морских перевозок опасных грузов ТРИ ГОДА с момента выдачи.